ФЭНДОМ

Смешарики
Заставка
Заставка к мультсериалу до 205 серии

Тип

Компьютерная анимация

Жанр

Детский телевизионный сериал

Режиссёры

Денис Чернов
Джангир Сулейманов
Олег Мусин
Роман Соколов
Алексей Минченок и др.

Продюсеры

Илья Попов
Александр Герасимов
Вячеслав Маясов

Создатели

Анатолий Прохоров
также участвовали Анна Мальгинова
Илья Попов
Салават Шайхинуров
Игорь Шевчук

Сценаристы

Алексей Лебедев
Дмитрий Яковенко
Светлана Мардаголимова
Анастасия Азеева
Герман Молчанов
Алексей Горбунов
Игорь Шевчук
Мария Кулиджанова
Оксана Тарабанова
Анна Палкина
Девид Бенджойя
Елена Козловская
Ким Су Ен
Давид Петросян
Семен Воронин
Иордан Кефалиди
Михаил Соколовский
Николай Кожаев
Павел Ведерников
Денис Чернов и др.

Композиторы

Марина Ланда
Сергей Васильев

Студия

СКА «Петербург»

Страна

Россия

Число сезонов

24 В 2D, 8 в 3D

Число серий

205 в 2D, 57 в 3D (Смешарики. Новые приключения)

Длина серии

6 мин. 30 с. (6 мин. без заставки и титров) 10 мин. 30 с. (с 205 серии)

Телеканалы (РФ)

СТС, Карусель, Nickelodeon, Мульт, Пятница!, Детский, Первый канал, Россия 1, Домашний, Теленяня, Россия К, СТС love, СТС kids

Следующие проекты

Формат

4:3, 16:9

Смешарики (сокращение от русского смешные шарики) (первоначально Сластёны) (в английском дубляже GoGoRiki или Kikoriki), официально Smeshariki — мультсериал и крупная анимационная франшиза, транслирующийся на телевидении с 2003 по настоящее время. Ключевой темой стали приключения необычных существ, смешариков, в своей сказочной стране.
Смешарики л

Логотип

Smeshariki-map

Карта страны Смешариков

46265

Смешарики. Здесь удаленные и не удаленные. Так они задумывались раньше.

Производство серий

Смешарики 1
Смешарики-2

Производством сериала занимается Студия компьютерной анимации «Петербург», созданная в марте 2003 года. Весь процесс производства ведется в цифровом формате с использованием современных компьютерных технологий (Flash, Toon Boom Studio и Maya). Творческий коллектив студии насчитывает более 80 специалистов, работающих на мощных графических станциях для 2D и 3D анимации.

Группой аниматоров руководит Салават Шайхинуров. Судьбы и истории смешариков сочиняет сценарист Дмитрий Яковенко. Музыку к сериалу создают Марина Ланда и Сергей Васильев — руководители музыкального театра детей «Радуга». Ведущий режиссёр проекта — Денис Чернов.

Первая серия — «Скамейка», была снята в сентябре 2003. Последняя серия — «Сыр-бор Новый год!», снятая в декабре 2015. Основной сериал насчитывает 262 серии на 2017 год.

Перспективы

В 2011 году вышел первый полнометражный фильм со смешариками — «Смешарики „Начало“». Над его созданием команда работала с 2007 года, бюджет фильма — 10 млн $. В настоящее время завершено создание второго полнометражного мультика, «Смешарики: Легенда о Золотом Драконе», а совсем недавно вышел третий — «Смешарики: Дежавю».

В 2009 году было объявлено о формировании компании Riki Group, объединившей активы проекта. Созданная структура займётся разработкой и продвижением новых медийных и товарных брендов. В частности, можно ожидать запуска пяти новых детско-юношеских телевизионных проектов.

Одним из направлений будущей деятельности в России создатели «Смешариков» называют организацию частных детских садов, работающих по авторским развивающим методикам, и сети детских досуговых центров. Планируется открыть собственный парк аттракционов, российский аналог «Диснейленда».

Телеканалы

Смешарики выходят на многих телеканалах. Среди них:

  • СТС
  • Карусель
  • Nickelodeon
  • Мульт
  • Пятница
  • Детский
  • Первый Канал
  • Россия-1
  • Домашний
  • Теленяня
  • Россия К
  • СТС Love
  • The CW
  • NHK
  • CCTV-14
  • KI.KA
  • Italia 1
  • Pop
  • CBC
  • YTV
  • Treehouse
  • СТС Kids

Персонажи

Подробнее о персонажах — в статье «Список второстепенных персонажей мультсериала „Смешарики“».

Основные персонажи

  • Крош — весёлый неунывающий кролик. Любит активно проводить время и совершать полезные дела. Активно занимается спортом и играет. Никак не может усидеть на месте, постоянно прыгает и что-то делает.
  • Ёжик — спокойный рассудительный ёж. Собирает множество коллекций и очень бережно за ними ухаживает. Не очень спортивный, хотя иногда мастерски проявляет себя.
  • Нюша — типичная хрюшка, мечтающая найти принца и считающая себя красавицей. Любит прихорашиваться, внимательно следит за модой. Пытается найти в себе скрытые таланты.
  • Бараш — сентиментальный меланхоличный баран-романтик. Сочиняет стихи. Всё время ждёт музу или вдохновение. Ведёт в основном ночной образ жизни.
  • Лосяш — лось-учёный, мечтающий получить Нобелевскую премию. Изобретателен. Имеет знания во многих науках: астрономии, химии, информатике, психологии и т. д.
  • Пин — механик-самоучка; пингвин, разговаривающий с немецким акцентом. Всё время что-то изобретает и мастерит, не задумываясь о последствиях. Имеет сына-робота Биби.
  • Совунья — сова-спортсменка, ведущая размеренный образ жизни и уверенная в огромной важности спорта и здоровья. По совместительству врач и профессиональный повар.
  • Копатыч — медведь-огородник, обеспечивающий растительную пищу смешарикам. Любит играть в шахматы и пить чай.
  • Кар-Карыч — ворон-путешественник в прошлом. Ныне любит сидеть в кресле-качалке, играть в лото и вспоминать свои невероятные путешествия. В своих рассказах может приукрасить действительность, иногда хитрит.

Второстепенные персонажи

  • Биби — робот, изобретённый Пином и ставший его «сыном». Очень умён и изобретателен. В настоящее время живёт на Луне, где ведёт исследовательские работы.
  • Панди (также Стеша, полное имя — Степанида) — племянница Копатыча, «девочка-пацанка». Приехала погостить к дяде на лето.
  • Мышарик — мышь-«модельер», работает режиссёром.
  • Тигриция — актриса, выдававшая себя за фею.
  • Муля и Муня — быки, владевшие усадьбой в стране смешариков 200 лет назад.
  • Хрум — дракон, пойманный на шоколадку Крошем во время рыбалки. Впоследствии они стали друзьями.
  • Железная няня — робот, запрограммированный как няня.
  • Лягушка — лягушка, часто появляющаяся как фоновый персонаж.
  • Гусеница — гусеница-обжора, обитающая на огороде Копатыча.

Удалённые персонажи

Первоначально было создано 18 персонажей, из них оставили 9. Несколько персонажей, не вошедших в сериал:

  • Моха и Коха — близнецы, всегда ходят парой. Рисунки были удачными, но для этих персонажей не были придуманы интересные характеры, поэтому в сериал они так и не попали.
  • Диджей Робкий — глуховатый (из-за постоянной музыки в наушниках), вечно пританцовывающий поросенок, хотя и слегка заторможенный в общении. Впоследствии его черты были использованы для создания образа Нюши.
  • Белчун — вредный шкодливый озорник-химик. Не вошел в сериал из-за огромного хвоста, который мешал ему быть шариком.
  • Бурёнка — прообраз Нюши; её характер полностью перешел к новому персонажу.
  • Бульдог — художник-самоучка, вечно покрытый цветными кляксами. Он же — садовник и строитель. Отчасти использовался при создании образа Копатыча.
  • Гусений — изобретатель. Авторам не понравилась его длинная шея, которая мешала ему быть шариком. Впоследствии превратился в пингвина Пина.
  • Онэ — трёхногое приведение. Был вырезан из-за того, что не являлся смешариком.
  • Мышонок — зелёная мышь. Также удалена из-за того, что не была смешариком.

См. также: Сластёны.

Продукция

Видеосборники

На данный момент выпущено 24 выпуска и множество подарочных изданий:

Выпуски:

  • Забытая история
  • Событие века
  • Принц для Нюши
  • Большие гонки
  • Торжество разума
  • Приятные новости
  • Футбол
  • Подарок для мамы
  • Космическая одиссея
  • Мисс Вселенная
  • Ёжик в туманности
  • День смеха
  • и т. п.

Сборники:

  • Куда уходит старый год? (подарочное издание)
  • Чемпион
  • Футбольный драйв
  • Новый год — Круглый год!
  • Муля и Муня
  • Летние каникулы
  • Новогодняя сказка
  • и т. п.

Также в продаже есть сборники «Подарочный набор» и «Все серии».

Аудиосказки

Книги

В магазинах продаются книжные аналоги серий сериала «Смешарики». Также в 2006 году была издана Большая книга Смешариков, где рассказывалось о каждом смешарике и имелись приложения и комиксы некоторых серий.

Журнал «Смешарики»

Журнал «Смешарики» выпускается с марта 2005 года по нынешнее время. За это время было издано более 100 журналов.

Компьютерные игры

Помимо видео- и печатных изданий выпускались компьютерные игры. Самые популярные — «Компьютер Ёжика», «Параллельные миры», «В поисках Биби», «По дороге со Смешариками» и «Калейдоскопы игр» (1, 2, 3, 4, 5).

Также на сайте «Смешариков» существовали мини-игры, в которые можно было играть как зарегистрированным пользователям, так и анонимным участникам. За лучшие результаты полагались призы.

Настольные игры сериала «Смешарики»

В настольных играх про Смешариков присутствуют пазлы и головоломки.

Другая продукция

Также существуют обувь, косметика и медицинские изделия со смешариками. Широко распространены мягкие игрушки и маленькие фигурки смешариков. Продаются небольшие сувениры: магниты, подвески и пр.

Достижения

Изначально авторы проекта ориентировались на аудиторию дошкольников и младших школьников, но впоследствии начали позиционировать «Смешариков» как продукт для семейного просмотра. Причиной оказались результаты мониторинга зрителей сериала, согласно которым возрастной диапазон аудитории — от 4 до 45 лет. В среднем около четверти зрителей — это девочки и женщины, они проявляют стабильный интерес к сериалу во всех возрастных категориях. Мужская аудитория — это мальчики 4–17 лет и мужчины 25–45 лет. Таким образом, ядро целевой аудитории бренда составляют 2,5 млн детей и 3,5 млн взрослых.

В частности, на телеканале СТС доля аудитории проекта — 9,7 % при среднесуточной доле телеканала 8,7 %. В 2005 году смешарики занимали 32-е место по спонтанной узнаваемости среди мультипликационных героев, в 2006 году — 7-е место, оттеснив Крокодила Гену, Чебурашку и Микки-Мауса. В 2008 году компания объявила о достижении стопроцентной узнаваемости у целевой аудитории во всех ключевых регионах страны.

Анимационный сериал отмечен и профессиональным сообществом: «Смешарики» получили Гран-при China International Cartoon and Digital Art Festival (Китай, Гуанчжоу, 2005); удостоены приза зрительских симпатий Международного фестиваля телевизионной мультипликации Cartoons on the Bay (Италия, 2005); награждены дипломом «За успешное начало анимационного коммерческого проекта, принципиально противостоящего идее насилия на экране» Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале (2004), дипломами VIII Всероссийского фестиваля визуальных искусств в ВДЦ «Орлёнок», фестиваля «Мультивидение» и др.

12 августа 2009 года Илья Попов, Анатолий Прохоров и Салават Шайхинуров были награждены Государственной премией РФ в области культуры и искусства «за социально-культурную программу „Смешарики“, направленную на воспитание подрастающего поколения».

Критика

Критика проекта апеллирует, в основном, к художественному примитивизму и вторичности замысла сериала. Например, «Новая газета» в 2004 году писала:

Aquote1 …сериал „Смешарики“ (режиссёр Д. Чернов), несмотря на подрасстрельное название, мог бы стать неплохим проектом, если бы не простодушное воровство с миру по нитке: из „Ёжика“, „Винни-Пуха“ и других хитов Aquote2

Наиболее развёрнуто критическую позицию высказали аниматоры Эдуард Назаров и Юрий Норштейн на страницах православного журнала «Фома». Дискуссия разгорелась там после выхода в номере 7/51 (июль 2007 года) интервью с художественным руководителем проекта «Смешарики» Анатолием Прохоровым («В логике Винни-Пуха»). В октябре 2007 года (номер 10/54) была опубликована ответная статья «Не могут быть новыми слёзы, не может быть новым смех», в которой мультипликаторы предыдущего поколения ставили в укор создателям «Смешариков» навязывание детям «усечённого эстетического восприятия».

Aquote1 Если ребёнку всё время впихивать «Смешариков», он и не поднимется в своём эстетическом развитии выше этого уровня. А «летают» «Смешарики» довольно низко.
Эдуард Назаров
Aquote2

Продолжительность сериала

«Смешарики» выходят на телеканале СТС (в 6:55, 7:25, 14:25 и 15:25 по будням, в 8:20 по выходным), с 2012 года — на телеканале «Карусель», с 2014 по 2017 год — на телеканале «Пятница».

Ранее мультсериал выходил:

  • С 2004 по 2006 год в телепередаче «Спокойной ночи, малыши!» на телеканале «Россия 1».
  • С мая 2006 по лето 2007 года на телеканале «Россия К».
  • В 2009 году на телеканале «Домашний».
  • С 2006 и до закрытия телеканала в 2010 году на «Теленяне» (в 10:10 и 12:40 по будням и выходным).

Передачи

  • С 5 марта 2007 года по 31 декабря 2009 года на телеканале «Домашний» шла передача «Домашние сказки». Ведущие — Ольга Прокофьева и Александр Олешко.
  • С 2007 года на телеканалах «Теленяня» и «Карусель» выходит программа «Смешные праздники», которую ведут Наталья Тенькова (Нюша), Сергей Краснов (Бараш), Сергей Замятин (Крош) и композитор сериала Марина Ланда.

Спин-оффы

Пин-код (2009 — н.в)

Пин-код — спин-офф мультсериала, целью которого является формирование интереса к изобретательству, техническому творчеству и науке у детей от 4 до 14 лет. Согласно сюжету, Пин изобретает летающий шарообразный корабль «Шаролёт», и смешарики переселяются в него. В связи с нелепыми случайностями и комическими ситуациями Пину и Лосяшу приходится спасать остальных смешариков, попутно рассказывая им о безграничных возможностях науки.

Азбуки (2006 — н.в.)

В цикл входят Азбука чтения, Азбука доброжелательности, Азбука прав ребёнка, Азбука здоровья, Азбука безопасности, Азбука мобильного этикета, Азбука спорта, Азбука путешествий, Азбука Интернета и Азбука финансовой грамотности. Часть из них создана как социальная реклама, часть — как отдельные серии.

Малышарики (2015 г — н.в.)

Малышарики новый мультсериал о Смешариках, рассказывающий о приключениях альтернативных «омалышенных» версий младшего поколения персонажей и ориентированный на детей от 0 до 4 лет.

Награды

В 2005 году «Смешарики» получили гран-при Международного фестиваля «China International Cartoon and Digital Art Festival», прододящего в Гуанчжоу, Китай. В том же году мультсериал были награждён призом зрительских симпатий Международного фестиваля телевизионной мультипликации «Cartoons on the Bay», проходящего в Италии.

В 2008 году указом президента России мультсериал получил Государственную премию РФ в области культуры и искусства. Материальная часть в размере 5 млн ₽ была разделена между художественным руководителем проекта Анатолием Прохоровым, художником-постановщиком Салаватом Шайхинуровым и продюсером Ильёй Поповым.

Смешарики в цифрах

  • Общая численность сотрудников проекта «Смешарики» превышает 400 человек.
  • В структуру проекта «Смешарики» входит 9 компаний.
  • На сегодняшний день снято более 260 эпизодов сериала «Смешарики» (33 DVD-выпуска мультсериала) и 33 эпизода сериала «Азбука безопасности» (более 14 часов анимации). Общий тираж копий видео- и аудиодисков составил более 4 млн экземпляров.
  • «Смешарики» — настоящий семейный сериал. Большую долю зрителей серила (в среднем до 25 %) составляет женская аудитория от 4 до 45 лет. Возрастной диапазон мужчин-зрителей такой же — от 4 до 45, за исключением мужчин 17–25 лет.
  • Основными взрослыми покупателями продукции под брендом «Смешарики» являются женщины (85 %) 25–35 лет (60 %), имеющие одного (65 %) или двух (35 %) детей. Благосостояние потребителей продукции выше среднего (47 %) и среднее (35 %). Совокупная аудитория потребителей среди детей охватывает возраст от 3 до 15 лет. Ядро целевой аудитории — около 2,5 млн детей и 3,5 млн родителей (работоспособное население, имеющее стабильный доход).
  • Под брендом «Смешарики» выпущено более 300 видов книг общим тиражом около 17 млн экземпляров. Они занимают 11 позиций в тридцатке самых популярных детских книг, а «Большая книга Смешариков» в 2007 году заняла в списке 3-е место (по данным «Книжного обозрения»). Ежемесячно выпускается общероссийский детский журнал «Смешарики» тиражом более 155 тыс. экземпляров. Аудитория журнала — более 400 тыс. читателей, всего вышло в свет 60 номеров журнала тиражом более 6,7 млн экземпляров.
  • Выпущено 15 детских образовательных компьютерных игр с героями сериала общим тиражом более 1,5 млн экземпляров и 350 видов развивающих игр общим тиражом более 15 млн экземпляров.
  • Более 40 российских и международных компаний выпускают продукцию под брендом «Смешарики». Всего выпускается 3000 наименований лицензионной продукции: мягкие игрушки, настольные игры и пазлы, компьютерные игры; наборы для творчества, сувениры и аксессуары для детей; товары для дома, спорта и отдыха; головные уборы и обувь; детская косметика и продукты.
  • Открыто 12 фирменных магазинов «Смешарики» в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Калининграде и Казани. Планируется открыть около 300 магазинов «Смешарики» по всей России.
  • За время реализации проекта его партнерами и клиентами стали ведущие российские и международные компании, в том числе компании «Детский мир», «Аэрофлот», LG, «Мегафон», телеканалы «СТС», «Домашний», «Теленяня», «Культура», издательства «Союз», «Новый диск», «Эксмо», «Эгмонт» и многие другие.
  • В 2008 году «Детский мир» (АФК «Система») стала генеральным розничным партнером проекта «Смешарики». Продукция со смешариками встречается во всех магазинах сети «Детский мир» (более 100) во всех регионах России.
  • Также в 2008 году компания «Мегафон» стала официальным партнером проекта «Смешарики», а 15 мая 2008 года был запущен тарифный план «Смешарики» (ожидаемая группа абонентов — не менее 400 тыс. постоянных пользователей).
  • На сегодняшний день офисы компании открыты в Гонконге, Германии, Китае, Сербии. Готовятся к открытию офисы в Нью-Йорке и Токио.

Сайт Смешариков

Интернет-портал smeshariki.ru был запущен 26 декабря 2003 года и представляет собой информационно-развлекательный сайт для детей от 6 до 11 лет, объединённый с детской социальной сетью «Страна Смешариков» (более 500 тыс. аккаунтов) и многопользовательской онлайн-игрой «Шарарам». Присутствует раздел для родителей, каталог продукции торговой марки «Смешарики», информация о сериале и его персонажах, материалы для прессы.

На сайте зарегистрировано более 5 млн пользователей. В среднем аудитория проекта ежедневно увеличивается на 2500 человек. Сайт стабильно входит в пятёрку наиболее посещаемых детских ресурсов Рунета по версии «Рамблера».

Интересные факты

  • В мае 2009 года российский космонавт-бортинженер Роман Романенко взял с собой в полёт на МКС мягкую игрушку «Смешарик в космическом скафандре» (Биби) — талисман, подаренный ему шестилетней дочерью.
  • В сериале содержатся многочисленные цитаты из фильмов и мультфильмов, ставших классикой[1].
  • Отсылки к Смешарикам появляются и в других проектах студии «Петербург». Например, в мультсериале «Фиксики», в серии «Калькулятор», показана наклейка с изображением Ёжика, а в серии «Мультик» показан кадр из сериала.
    Крошидзе-0

    Наклейка с Ёжиком

  • В некоторых 2D-сериях использовались трёхмерные модели некоторых персонажей и объектов. К примеру, кучка сплетенных вместе смешариков в серии «Трюфель», Ёжик в сериях «Маленькое большое море», «Без никого» и «Скажи микробам „НЕТ“!», цистерна из серии «Взаперти» и др.
  • За весь мультсериал смешарики ни разу не назвали себя смешариками. Исключение составляет только серия «Бортовой дневник — 2» из «Пин-кода».

Примечания

Ссылки

См. также

Начать обсуждение Обсуждение статьи «Смешарики»