ФЭНДОМ

Хронология серий
Герой Плутона Смысл жизни Настоящие ценности

 Смысл жизни — 102 серия мультсериала «Смешарики». 

Сюжет

Проснувшись утром, Бараш внезапно ощущает, что в жизни нет никакого Смысла. Он выходит на улицу и, полный размышлений, бредёт по лесу. Ударившись об дерево, Бараш падает. В этот момент к нему подходит Кар-Карыч с вязанкой хвороста. На совет не лежать на снегу, дабы не простудиться, Бараш отвечает: «А смысл не простуживаться?». Далее диалог продолжается, Кар-Карыч понимает, что Барашу необходим Смысл. Он решает поведать Барашу о Кузинатре, Дающей Смысл. Узнав о ней, Бараш умоляет Карыча отвести его к Кузинатре. В итоге Карыч оставляет вязанку и соглашается. На протяжении всего пути Бараш и Карыч ведут диалоги о смысле жизни. Под вечер второго дня похода начинается метель. Ослабший Бараш ведёт монолог с предложением Карычу написать записку со схемой маршрута до Кузинатры, «чтобы тем, кто нас найдёт, было легче идти». Когда Бараш уже теряет сознание от ослабленности, становится понятно, что они вернулись на то же место, откуда вышли: видно вязанку хвороста рядом с деревом. Позже Барашу снится сон, в котором Карыч летит в космическом пространстве со звёздами и кометами, а вокруг слышится шёпот «Кузинатра... Кузинатра...». На вопрос Бараша «Где мы?» Карыч из сна отвечает «Мы дома. Дома мы». Бараш просыпается в своей кровати, рядом сидит Карыч. Тот объясняет, что они заблудились в метели и сделали крюк. Карыч предлагает после небольшого отдыха снова отправиться в путь. Но Бараш пока ненамерен идти к Кузинатре, теперь он считает что Смысл Жизни есть.

Интересные факты

  • Вся серия своими мотивами и собственной атмосферой очень сильно напоминает легендарный американский чёрно-белый фильм-притчу 1995 года «Мертвец». Эффект схожести также подчёркивает саундтрек к этой серии - кажущиеся импровизированными кантри-рок-гитарные аккорды, вызывающие ассоциацию с игрой Орфея на арфе и сильно напоминающие музыку музыканта Нила Янга, которую тот сымпровизировал и лично сыграл, просматривая отснятый материал к «Мертвецу».
  • Помимо «Мертвеца», данная серия также имеет немало общего с легендарной арт-хаусной притчей Андрея Тарковского «Сталкер»: самое начало эпизода в доме Бараша в момент его пробуждения, медленно скользящая по комнате камера, лейтмотив поиска, на котором завязана лента Тарковского, расплывчатый образ Кузинатры, способной дать Барашу то, чего он желает (по аналогии с Комнатой из «Сталкера», что исполняет самые сокровенные желания людей), минимализм и камерность действа в виде всего двух действующих лиц (Кар-Карыча и Бараша, чьи образы в серии похожи на образы Сталкера и Писателя), отсутствие прямого пути к Кузинатре, многочисленные философские диалоги между героями, недостижение Барашем цели и завершение эпизода (правда, содержащее куда больше позитива, нежели окончание фильма Тарковского).
  • На самом деле слово Кузинатра появилось в результате ошибки переводчиков в романе «Trumps of Doom» Желязны: в одном месте герой книги спрашивает у сфинкса, что такое «зеленое и красное и кружится, и кружится, и кружится». А когда сфинкс сдаётся, объясняет, что это «лягушка в Кузинатре». Автор имел в виду кухонный комбайн (торговая марка фирмы Cuisinart стала именем нарицательным, как «ксерокс»), но переводчик название просто транслитерировал.
  • Когда смешарики несут Бараша на корабль в серии «Право на одиночество», можно услышать, как Крош говорит: «Кузинатру, думали, опять пошёл искать!».
  • В серии «Свет и тьма» Кар Карыч говорит, что пришлось обойтись без Кузинатры.
  • По словам создателей сериала, Смысл Жизни является самой взрослой, серьезной и философской серией Смешариков, в основу которой легли достаточно глубокие и нестандартные кинофильмы («Мертвец» и «Сталкер»), что в свою очередь дало серии чрезвычайно мрачную и гнетущую атмосферу с сильным оттенком депрессивности.
Kras
В Библиотеке Лосяша также есть коллекция изображений, связанных со статьёй «Смысл жизни».